Статьи: Испания. Замок Гала в Пуболь — дар супруге от Сальвадора Дали

Для посетителей замок Гала был открыт в августе 1996 года, и привлек немалое внимание. Располагается музей «Замок Гала-Дали» в Пуболе, это местность в регионе Эмпорда в сорока километрах от Фигераса. Музей курируется Фондом «Гала-Сальвадор Дали». А реставрацией музея занималось Главное управление по вопросам охраны государственного наследия, на правах владельцев здания.

Подробнее

Патриция Уркиола (Patricia Urquiola, 1961)

   "Я не знаю, что они имеют в виду, когда говорят, что я вулкан. Наверно, они намекают на мой характер. Я борец. Я добиваюсь того, чтобы люди делали то, что я хочу. И если они не соглашаются, я стараюсь их убедить", - говорит Патриция. Она является одной из немногочисленных женщин, которым удалось добиться успеха в мире дизайна, в котором доминирующее положение занимают мужчины, и является на данный момент лидирующим дизайнером - женщиной. В жилах Уркиолы, родившейся в Овьедо (Oviedo) на северо-западе Испании, на половину течет кровь басков, наполовину астурийцев, что, по мнению дизайнера, определяет ее индивидуальность и частично способствует ее успеху. "Я не средиземноморская женщина, я с Атлантики. Это очень важно". Патриция сначала хотела быть архитектором. "Мой отец был инженером, но всегда хотел быть архитектором. Он всегда говорил об этом. Все в моей семье любили архитектуру и дизайн интерьеров. Друзья моей мамы говорят: "Патриция занимается дизайном, но когда же она, наконец, собирается стать архитектором?". Это потому, что в Испании "а" архитектуры намного более значима, чем "д" дизайна". 

   Патриция изучала архитектуру в Мадриде в годы после смерти Франко, когда нация переходила от ультра-консерватизма к современной демократии. Мое поколение изменило в Испании все", - говорит Патриция. Она продолжила обучение в Милане в Политехническом институте, который закончила в 1989 году. Куратором ее диссертации был архитектор, ставший великим дизайнером, Акилле Кастильоне (Achille Castiglioni), который стал для нее наставником и, который вдохновил ее перейти от архитектуры к дизайну. "Кастильони сыграл важную роль в моей жизни. Это был человек, который объяснил мне, что значит быть дизайнером в более бытовом понимании слова; вещи, с которыми ты живешь; лампа; нож. С этого момента дизайн стал моим интересом". 

   По окончании института Патриция работала в студии Кастильони, затем сотрудничала с Вико Маджистретти (Vico Magistretti) и Пьеро Лиссони (Piero Lissoni), пока в итоге ни открыла свою студию. 

   Мебель, создаваемую Уркиолой, трудно как-то охарактеризовать и описать, проще сказать, какой она не может быть: гладкой, потрепанной, сексуальной. Она не соответствует какому-либо модному стилю, и не кричит "Дизайнер!". Вместо этого мебель Патриции отличается отменным качеством, осознанным контекстом, продуманностью каждой детали, элегантной простотой и домашним уютом. "У каждой вещи есть свой характер. Каждый объект соблазнителен, вызывает любопытство и привлекает внимание. Если хочешь сделать элегантную вещь, нужно заранее видеть ее стиль и образ. Я не рисую просто лампу или стул, а сразу представляю контекст, в котором окажется этот предмет. Каждому объекту нужен сюжет. Очень важно как будет использоваться данный предмет. Объект должен привлечь человека: надо подойти, посидеть или полежать, но обязательно "пообщаться", только тогда появится еще больший интерес к этой или иной модели". Ее обеденный стул Lazy (Ленивый) отличают от классического стула с высокой спинкой мягкость форм, комфортные изгибы и уютная обивка. "Единственный тип стула, который меня пугает - это стул с высокой спинкой", - говорит Патриция. "Он всегда такой важный, такой буржуазный, такой роскошный, что, кажется, не подходит для каждого дня. И как сделать его домашним, как его осовременить, как сделать его удобным для повседневной жизни?". 

   Оригинальный подход к традиционным вещам, поиск новых решений, способность заставить производителей поверить в ее идею - вот, что характеризует творчество Патриции. 

   "Быть дизайнером значит использовать свои творческие способности для создания диалога с промышленностью. И это то, что я действительно люблю. Роль дизайнеров том, чтобы раздвигать границы: компания знает, что она умеет делать, она знает, что такое технология; когда вы начинаете с ними работать, вы должны отодвинуть границы", убедить их расширить свои возможности.  У Патриции потрясающее чутье на материалы: каждый раз она выбирает неожиданные покрытия и обивки для своей мебели. Она любит синтетические материалы и высокотехнологичные продукты: ее лампа Baque для Foscarini сделана из промышленной стальной сетки, погруженной в силикон.  "Я люблю прозрачность", - говорит Патриция. "Поверхность, через которую можно смотреть, но не стекло. B&B обратились ко мне с просьбой сделать стол из стекла, а я сказала: "Боже, я не люблю стеклянные столы, люди всегда смотрят на то, что происходит под стеклом". Так что мы использовали материал с л

инзами, похожий на оконное или бутылочное стекло, он немного темный, немного попсовый, много всего". Когда Driade заказала Уркиоле серию стульев, она отказалась использовать техники и материалы, которые она использовала с другими клиентами. "Я спросила: "Что такое у вас есть, чего нет у других?" Они ответили, что в Индонезии у них есть производство для выпуска мебели из соломы. Я сказала" "Хорошо, мы будем использовать солому". 

   Еще одна особенность подхода Патриции Уркиолы к дизайну мебели, это то, что, по ее словам, она придумывает каждый предмет мебели как часть интерьера, а не как отдельную вещь: "Мне кажется, что интерьер должен напоминать ландшафт: прекрасный, светлый и гармоничный. Каждая моя коллекция - это то саваны, то фьорды. В любом интерьере должна быть независимость от человеческого тела, как у валунов, поросших мхом, у деревьев, поваленных бурей, на которых сидеть очень удобно, но ты знаешь, что не ради тебя они такие, какие есть. Дизайнер должен сделать все, чтобы было удобно и не хотелось вставать с кресла или дивана. Но уж если ты встал и отошел в сторону, то должно остаться не просто пустое место для тела, а что-то очень самодостаточное, как пейзаж".  В 2002 году Патриция показала миру коллекцию мягкой мебели для Moroso, которая так и называется - Fjord -это целое семейство диванов, кресел и пуфов. "Одна из самых любимых работ - кресло Fjord", - говорит Патриция. "Его очертания напоминают горы, фьорды. Фьорды - невысокие горы с частыми и глубокими расщелинами. Мне хотелось передать эту метафору. Получилось очень скульптурное и очень удобное кресло. Но если сядешь в него, как в обычное кресло, с прямой спиной, то будет не удобно. Для комфорта нужно непременно найти ассиметричную позу - опереться на спинку, расположенную сбоку! У кресла только один подлокотник. Это определяет манеру использования, новую, более расслабляющую и одновременно привлекательную". 

   Патриция не перестает удивлять неординарным подходом к простым, привычным вещам. В прошлом году она придумала кресло Smock(Moroso), представляющее новый взгляд на гамак. В него можно уютно провалиться, почувствовать тяжесть своего тела и расслабиться. Атласную или кожанную обивку кресла можно заменить, так как она пристегивается на молниях. Форму кресла повторяет и элегантный диван Smock. Серия была показана на Кельнской выставке в прошлом году и на миланском салоне в апреле этого года. В Милане Патриция показала и свою новую коллекцию Antibody, в которую входят кресла и шезлонги, некоторые из которых вполне соотвествуют своему названию - "антитело", так как, кажется, совсем не приспособлены для сидения: их фетровая обивка собрана на лицевой стороне крупными лепестками. 

   Какие ощущения испытывает человек, сидящий в таких креслах, можно только предполагать. Какие новые способы "сидения" или "лежания" предложит Патрисия в следущем году, какой будет ее новая мебель, какие новые материалы она будет использовать? На эти вопросы, наверное, не сможет ответить и сама Уркиола.  Несмотря на успех своей карьеры, Патриция все время находится в поиске. "Хотя в дизайне мой стиль более определен, я все еще пытаюсь найти свой путь в архитектуре. Возможно, что через пять лет я не буду заниматься ни тем, ни другим. Может быть, я буду плести макраме в Тоскане. Быть женщиной - часть моего образа мышления. Я не должна никому ничего доказывать". "Моя цель - заслужить доверие", - добавляет Патриция. "Я всегда думала, что это не возможно, но это случилось, и мне этого достаточно".