ВЕРОНА. Дом Джульеты.
После основательной реконструкции родовой дворец Капулетти был открыт для посещения. Каждый год, 16 сентября, в здании под номером 23 по Виа Каппелло празднуется День рождения Джульетты, а в День Святого Валентина здесь приветствуют и награждают тех, чьи письма к героине были признаны самыми проникновенными.
История "Дома Джульетты" вкратце такова.
Согласно архивным документам в 1667 году Каппелло продали часть строения с ныне не существующей башней семье Риззарди. С тех пор здание сменило множество хозяев: Фаиллер, Руга, Де Мори... Есть также сведения о том, что постройка использовалась какое-то время в качестве постоялого двора. К началу 20 века пресловутый дом находился в плачевном состоянии. В 1907 году он был выставлен на аукцион и куплен Городом для устройства в нём музея шекспировской легенды. Однако на протяжении почти трёх десятилетий, по ряду причин, дом находился всё в том же жалком состоянии. После 1936 года, на волне популярности фильма Джорджа Кьюкора "Ромео и Джульетта" и по инициативе Антонио Авена, в здании начались бурные реставрационно-преобразовательные работы с целью придания ему более романтичного, соответствующего легенде, вида. Фасад здания украсили декоративными элементами: входная арка приобрела готические очертания, окна второго этажа получили затейливые обрамления в виде трилистника, перенесённые сюда из древних разрушенных зданий, добавились и некоторые другие детали, а также была произведена частичная реконструкция остальных смотрящих во дворик строений. Проект обустройства дворика Джульетты носил отдельные приметы декораций сада Капулетти в фильме Кьюкора: повторили расположение на дальнем плане кирпичной стены с зубцами, одинокой колонны в садике под балконом. Работы осуществлялись в несколько этапов: в 1930-х, 70-х и 90-х годах. На последней стадии отделки "Дома Джульетты" в нём был воспроизведен интерьер XIV столетия, включая художественные орнаменты стен и потолков, выполненные по образцам того времени, а также подлинные фрески, перенесённые из разрушенных зданий, старинную керамику и пр. Основной интерес для посетителей Дома Джульетты сейчас представляет декоративное убранство комнат и, конечно, выход на легендарный Балкон Любви, который стал доступным с марта 1997 года, когда в здании открылся музей шекспировских героев.
Предшествующая выходу на балкон комната создана по мотивам знаменитого полотна Францеско Айеца "Прощание Ромео с Джульеттой" (1823 г.) Тематическая экспозиция музея не слишком обильна, она пополняется постепенно. На стенах размещено несколько картин, изображающих Ромео и Джульетту, в том числе известная - веронского художника Далль'Ока Бьянка, представлен ряд фотографий со сценами из знаменательного фильма Кьюкора. На предпоследнем этаже Дома Джульетты поклонники фильма Дзеффирелли (1968 г.) обнаруживают для себя настоящую реликвию. С 2002 года здесь находятся два костюма и брачное ложе Ромео и Джульетты из незабываемой экранизации, а также семь эскизов к фильму, сделанных рукой режиссёра.
В 1972 году во внутреннем дворике Дома Джульетты была установлена бронзовая фигура героини (дар от Lion's Club), созданная веронским скульптором Нерео Костантини. Позади неё растёт фиговое дерево. Считается, что прикосновение к статуе приносит удачу в любви. Туристы, которых здесь бывает много в любое время года, отполировали до блеска некоторые части памятника, особенно, правую грудь бедной девушки. Нам этот обычай кажется не вполне корректным, поэтому мы сами, посещая дворик Джульетты, лишь слегка дотрагиваемся до её бронзовой руки, к чему и других призываем. Сам Шекспир словно подсказывает нам устами героини: "Есть руки у святых: их может, верно, коснуться пилигрим рукой своей". И правда, если вдуматься в суть образа Джульетты, то памятник призван увековечивать такое её качество как преданность единственному возлюбленному. А выходит так, что грудь девушки, ценою жизни "верность сохранившей свято", непрестанно подвергается своего рода осквернению. Бедная безответная Джульетта...
Во дворик, на месте которого когда-то мог бы быть сад Капулетти, выходит небольшой мраморный балкон - знаменитый балкон Ромео и Джульетты. Балкон, который мы видим сегодня в Вероне, является реконструкцией, осуществлённой в 1930-х годах. Вопрос о том, находился ли упоминающийся в легенде балкон в этом или в каком-либо другом месте данного средневекового строения, остаётся открытым. Нынешний весьма успешно служит заменой тому, что мог быть здесь века назад - ведь здание переходило от владельца к владельцу и частично меняло свой внешний вид на протяжении долгого времени (напомним, что исчезла даже такая значительная его деталь как башня). Для создания фронтальной стенки балкона была использована подлинная резная плита 14 века (возможно, прежде она была частью древнего саркофага) боковые стенки также сделаны из старинного материала.
|
|
Поцелуй на Балконе Джульетты - мечта многих влюблённых пар, которые стараются повсюду оставить автографы в виде сплетённых вместе имён и сердечек. До недавнего времени пёстрые надписи (граффити) покрывали почти всю доступную туристам площадь стен Дома Капулетти. Возможно, когда-то зарождение такого обычая не казалось столь "лавиноопасным". Даже влюблённые друг в друга (по легенде) актёры фильма Дзеффирелли "Ромео и Джульетта " - Леонард Уайтинг и Оливия Хасси - расписались на стене под балконом Джульетты, когда они 1968 году посетили Верону. К сожалению, со временем у некоторых посетителей дворика Джульетты появилась варварская манера приклеивать записки к стенам Дома с помощью комочков жевательной резинки (вот вам Chewing-gum et spagetti!), что придаёт довольно неряшливый вид тщательно отреставрированному зданию. В многосерийном художественном фильме Валерия Ускова и Владимира Краснопольского "Под небом Вероны" (Россия-Израиль, 2005 г.) есть сцена, в которой герои встречаются во дворике Дома Джульетты, и девушка говорит возлюбленному: "У нас в Иерусалиме, у Стены Плача, просят помочь Всевышнего и оставляют записки с просьбами. А здесь, в этом дворике, всюду приклеены записки с просьбами о любви."
Понятно, что в фильме романтический смысл этой сцены важнее точного воспроизведения вида Дома Джульетты соответственно 1980-х годам, к тому же съёмки проводились недавно. Однако в 1984 году, к которому в фильме приурочена упомянутая сцена, такого явления ещё не наблюдалось - обычай лепить бумажки к стенам Дома возник позже. Хотя подобное поветрие можно трактовать в сторону романтики (ведь люди делают это как бы на счастье), оно, конечно, не идёт на пользу самому зданию. Остатки жвачки крайне трудно удаляются с шероховатой каменной поверхности. Городские власти периодически очищают изуродованные стены и пытаются предложить современным "паломникам" то специально приспособленную для надписей панель, то идею установки большого экрана для любовных SMS. Но, как говорят наши друзья из Клуба Джульетты, очень трудно отучить посетителей дворика разрисовывать и обклеивать стены, или трогать грудь Джульетты, так как в подобных случаях люди ищут некую "живую" магию и хотят непосредственного прикосновения к вещам, её подразумевающим. Несколько лет назад, при входе в аллею, ведущую к Гробнице Джульетты, было поставлено символическое "Древо", на котором люди могли развешивать яркие бумажные листочки (см. картинку) со своими просьбами или пожеланиями. Эти листочки постепенно осыпались, намокали и сминались, усеивая землю и разносясь по округе. По этой причине, как нам объяснили, "Древо" всё же решили убрать. В 2005 году стены Дома Джульетты были очередной раз очищены от всех надписей и наклеек. Теперь вдоль стен во дворике установлены невысокие стенды, несколько сдерживающие стремление посетителей подойти вплотную к каменной кладке. Разрисовки позволены только под аркой, ведущий во дворик с улицы (см. выше фото ночного вида) - по специально нанесённому на стены покрытию, которое периодически обновляется. Для всех, кто желает обратиться к Ромео и Джульетте со своим посланием, в Доме Джульетты существует специальный компьютер. В комнате на верхнем этаже здания установлены мониторы, оправленные в корпуса продуманного дизайна (Rube Goldbergian), вторящего духу интерьеров Дома.
текст: www.liveinternet.ru:
фото от мастерской PLUMA.
Просьба при копирывании указывать ссылку на сайт PLUMA.BY